Секреты профессии: лаборант химического анализа воды

Секреты профессии: лаборант химического анализа воды
Фото: Константина Шелкова

Как важна чистота воды не только для человека, но и для электростанции, корреспонденту @Pavlodarnews.kz рассказали на Аксуской электростанции АО «ЕЭК».

Лаборант химического анализа Сания Назмутдинова объясняет, что электростанция работает на двух водах: обессоленной, или мягкой, которая вращает турбины, и жесткой – ее используют в конденсаторах для охлаждения пара. Воду для станции берут из Иртыша и закачивают на установку химводоочистки, где она проходит стадию обессоливания.


 
– Иртыш – река пресная, но вода в ней жесткая из-за солей железа и меди. Эти соли выводятся на химическом уровне, и вода тем самым смягчается. Если подать в систему неочищенную воду, это чревато опасными последствиями, вплоть до остановки энергоблока, – предупреждает Сания Назмутдинова.


Жесткая вода провоцирует коррозию лопаток турбины, стенок котлов и накипь, которая, как бляшки холестерина, сужает «сосуды» станции – трубы, создавая дополнительное давление и перегрев отдельных участков, что проводит к образованию свищей и разрывам.

Поэтому в лаборатории строго следят за наличием «жестких» химических элементов. Норма жёсткости воды – 0,5 мг/кг, тогда как в сырой воде концентрация жесткости составляет 3000 мг/кг.



– Что хорошо оборудованию, нехорошо человеку – пить такую мягкую воду не рекомендуется, потому что нашему организму нужны микроэлементы, а они выхолащиваются на химической очистке, – объясняет собеседница.

 
Процедура проверки готовности мягкой воды к заливке в систему выглядит так: для замеров на станции имеется четыре точки контроля – выход из установки обессоливания, основной конденсатор, питательная вода, острый пар после выхода с котла.

 
Анализ проб делают при помощи реактивов, которые, к слову, готовят здесь же, на станции, только в другой лаборатории.



– Можно сказать, что мы готовим «коктейли», – улыбается Сания Назмутдинова. – Добавляем по очереди серную кислоту, молибдат, щавелевую кислоту и олово для одного анализа, а затем помещаем в специальный аппарат: концентрационный фотоколориметр.

 
Полученные данные сверяют по специальной таблице с поправкой на коэффициент и узнают, соответствует вода нормам или нет.


В случае отклонения сразу ставят в известность руководство, связываются со старшим смены котлотурбинного цеха, где рабочие уже на своих точках отбирают пробы.


 
– Работа в лаборатории в целом спокойная, анализ вообще не терпит спешки, но если у нас и возникает азарт нетерпения, то это чтобы найти источник загрязнения чистой воды. Такое иногда случается в системе – лопаются трубки конденсатора, и перед нами стоит задача поскорее обнаружить утечку, – говорит собеседница, в качестве примера вспоминая случай из советского прошлого.


Тогда на нулевой отметке станции прохудилась трубка закачки воды, и мощный насос закачал окружающую грязь, ржу и прочее прямиком в котёл. Анализ меди вместо жёлтого стал давать ржаво-коричневый цвет. В конце концов, пока обнаружили поломку, пришлось остановить работу четвёртого энергоблока и чистить систему от примесей.



– Отсюда следует вывод: в нашей профессии надо честно проводить анализы, немедленно сообщать, если есть отклонения, потому что последствия для станции могут быть очень тяжелыми.

По мнению Сании Назмутдиновой, любой, у кого есть желание, может прийти и начать работу в лаборатории. В принципе, она не сложная, лишь требует лишь ответственности и сосредоточенности, а дальше поддержка и опыт сделают свое дело на благо работы электростанции.

Константин Шелков
Фото автора