«Горняк» с равнин: как павлодарец четырежды «обогнул» планету
На счету гонщика «Астаны» Андрея Зейца 21 гранд-тур без единого схода с дистанции. И это один из самых высоких показателей среди велоспортсменов мира, передает корреспондент @Pavlodarnews.kz.
Андрей Зейц родился 14 декабря 1986 года в Павлодаре. Заниматься шоссейным велоспортом начал также в областном центре. С 2008 года выступает в качестве профессионала-многодневщика. За это время павлодарец, помимо «Астаны», представлял австралийские команды «Митчелтон» и «Байк Эксчейндж».
В октябре павлодарец впервые за 15-летнюю спортивную карьеру одержал победу в многодневной гонке. Он стал триумфатором «Тура Кюсю» в Японии, одержав победы на втором этапе и заняв первое место в генеральной классификации. И это несмотря на трудности с акклиматизацией и адаптацией к совершенно другому часовому поясу.
– Моим последним стартом перед «Туром Кюсю» была испанская «Вуэльта» (гранд-тур длиной в 21 этап, – прим. автора). После этой гонки я находился две недели дома. За это время успел отдохнуть, восстановиться и не потерял форму. Это мне и помогло одержать победу в туре. Были сложности со временем. Разница с Европой – семь часов. В первые два дня мы начинали в восемь-девять утра, а это час ночи по европейскому времени. Не могу не отметить помощь моей команды. Это выглядит очень красивым завершением сезона, – говорит Андрей Зейц.
Решающим стал второй – горный – этап. Павлодарец пришел на финиш первым, опередив партнера по команде – итальянца Антонио Нибали и японца Юю Тодоме. Первоначально дистанцию закладывали длиной в 110 километров. Но накануне начался дождь, и часть гонщиков пыталась уговорить организаторов сократить дистанцию с пяти до трех кругов, что не устраивало «астанинцев». В итоге организаторы оставили всё как есть, и это сказалось положительно: если на первых кругах пелотон держался более-менее дружно, то в последующем он начал распадаться на отдельные группы. В группе лидеров из девяти человек были Андрей Зейц и Антонио Нибали.
– Я чувствовал себя в хорошей форме и был уверен в своих силах. Ближе к концу, примерно за шесть-восемь километров, я предпринял атаку и финишировал в одиночестве. Приятно было видеть, что мой партнер по команде Антонио Нибали также сумел оторваться от группы лидеров и занять второе место, опередив хозяина гонки. После победы на втором этапе я стал уверенней себя чувствовать, и на последнем этапе от меня требовалось правильно тактически построить выступление и довести гонку до победы, – рассказал Андрей Зейц.
Примечательно, что выросший на равнинах Павлодарского Прииртышья гонщик специализируется именно на «королевских» горных гонках.
– Я больше горняк, – признается Андрей Зейц. – У каждого есть то, к чему больше предрасположен, независимо, где ты родился. Здесь больше играют роль физические данные: рост, вес, телосложение. Потом это складывается в твою специализацию: либо ты взрывной, либо долгий, либо горный. Это не выбираешь, а приходит само.
Гонщик считает, что уровень велоспорта и интерес к этому виду в Казахстане растет. Многое для молодежи делает нынешний генеральный менеджер «Астаны» легендарный Александр Винокуров.
– Когда я занимался, этих всех гаджетов, по которым можно было отследить вплоть до давления на педаль, не было. Лучше стало с инвентарем. Сейчас век высоких технологий. Источников информаций стало больше. Возможностей много, да и молодежь сейчас совсем другая, – уверен спортсмен.
Есть у этого и другая сторона. Подрастающее поколение всё больше начинает зависеть от гаджетов, которые с одной стороны облегчают жизнь, но с другой стороны, делают менее сконцентрированными.
– Сейчас всё меняется. Мир стал более технологичным. По молодежи я вижу, что их интересы совсем другие: интернет, гаджеты. Спортом меньше интересуются всерьез. Раньше ничего не было, а сейчас всё есть. У каждого дома компьютер и другие гаджеты. Люди становятся ленивее, нет стремления, – говорит Андрей Зейц.
По признанию самого гонщика, он равнялся на Александра Винокурова, Лэнса Армстронга, чуть позже старался подражать тогдашнему лидеру «Астаны» – испанцу Альберто Контадору. Но с опытом стал понимать, что каждый гонщик – это индивидуальность и у каждого свой путь.
– В декабре мне исполнится 37 лет – таких возрастных гонщиков в пелотоне практически нет, – говорит павлодарец. – У меня на счету 21 гранд-тур: девять «Вуэльт», девять «Джиро д'Италия» и три «Тур де Франс». Все их я доезжал до конца. Такими достижениями мало кто может похвастаться. Можно сказать, что это заявка в «Книгу рекордов Гиннесса». Когда я начинал, не мог представить, что докатаюсь до 37 лет. Я не обладал и не обладаю выдающимися физическими данными – я обычный среднестатистический человек.
Андрей Зейц также поделился секретами спортивного долголетия. Велоспорт – сложный вид спорта, имеющий особенности, которые его и отличают.
– Это не теннис, и это не футбол. Он цикличен. Мы по пять-шесть часов ездим, тренируемся каждый день, и мы каждый день должны держать себя в форме. Например, в теннисе или в гольфе навык может не теряться годами, а здесь ты теряешь каждый день, если не потренировался: форма начинает падать. Ты каждый день должен выполнять нагрузки, и в этом вся сложность, – добавил спортсмен.
За свою продолжительную спортивную карьеру Андрей Зейц проехал на различных гонках в целом 178 159 километров. Это столько же, если 4,5 раза обогнуть Землю. В этом году велогонщик исколесил 7 861 километр и участвовал в 12 международных соревнованиях.
Помимо павлодарца, проехать 20 трёхнедельных гонок без единого схода удалось только трём велоспортсменам. Поляк Сильвестр Шмыд завершил 23 гранд-тура, бельгиец Люсьен Вам Имп – 21, причём в 14 из них он вошёл в топ-10 гонщиков, а итальянец Феличе Джимонди добрался до финиша в 20 гранд-турах и трижды побеждал.
Фото из открытых источников