Чего боятся павлодарские бездомные и где они находят защиту

Чего боятся павлодарские бездомные и где они находят защиту
Фото: Константина Шелкова

Корреспондент @Pavlodarnews.kz посетил Дом милосердия, где люди обретают приют и последнюю надежду на нормальную жизнь.

У каждого, кто проживает в Павлодарском центре ресоциализации лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации своя история, как он оказался на улице, а после обрёл долгожданные кров, горячее питание и безопасность. Как рассказывает психолог учреждения, главный страх постояльцев – замёрзнуть на улице. Вторая опасность не менее важная – потеря заработанных денег, которые могут отнять другие люди. Фактически человек на улице чувствует себя бесправным, там совсем другие законы.

Соцработники центра помогают подопечным получить удостоверяющие личность документы, найти работу – чаще неквалифицированную, хотя у многих есть высшее образование, технические навыки. Однако долгая жизнь на улице, алкоголизм, нередко последующая инвалидность мешают им найти работу по специальности. Но трудоустройство помогает социализироваться и получать зарплату, чтобы поддержать себя, а главное – остаются деньги.

Конечно, центр – это госучреждение со своим внутренним распорядком и правилами общежития. Чтобы не было претензий, и постоялец официально ознакомился с условиями проживания, с ним заключают годовой договор. Злостное нарушение правил влечет за собой выселение и запрет на повторное заселение в течение года. Обстоятельства таковы, что при прекращении действия договора постояльцы покидают гостеприимный дом, а затем возвращаются, вновь заключая новый контракт. Как, например, Эдуард. Его история нетривиальна.

Мужчина имеет неоконченное высшее техническое образование. Воспитывался в неполной семье отцом, который, по словам нашего собеседника, был для него всем: авторитетным другом, мудрым советчиком, наставником. Эдуард занимался бизнесом, продавал продукты питания, стройматериалы. Но неудачно – предали партнёры. Первый алкогольный срыв случился после смерти отца. Через полгода погибла мать. На почве алкоголя – потеря работы, развод, потеря себя. О том, как жил на улице, Эдуард хочет скорее забыть. Он пытался подрабатывать, не пил два года, сорвался после дня рождения дочери – та не приняла подарок и  выразила отцу свое отношение к ситуации. Мужчина снова ушел в запой, что и привело его в центр. Здесь он пообещал себе больше не пить. Он понимает, что это психологическая зависимость, но уверен в своих силах.

Есть и другие истории. Виктор– афганец, получает пенсию, стоит в очереди на квартиру. Разошелся с супругой и оставил всё ей. Чтобы не оказаться на улице, пришел в центр ресоциализации. Соцработники описывают его как серьезного, ответственного человека. Инвалидность не дает устроиться на работу, но от трудотерапии Виктор не отказывается.

По словам заместителя директора по социальной работе центра Ардака Сыздыкова, существуют обязательные процедуры, предшествующие заселению: дезинфекция, душ, бритье, медосмотр, флюорография. В общежитие не пускают тех, у кого выявлен туберкулез, кожные или психические заболевания. Если со здоровьем все в порядке, личность человека установлена и подтверждена – заключают договор на проживание. При отсутствии документов личность вновь прибывшего выявляет полиция.

Когда все формальности соблюдены, с постояльцем работает психолог Салтанат Мукарова. С помощью тестов, беседы она составляет психологический портрет, что помогает соцработникам понимать, с кем они имеют дело, а психологу – определить точку отправления в будущей терапии, в том числе и коллективной, чтобы видеть динамику.

По ее глубокому убеждению, во всяком человеке есть хорошее, надо лишь уметь это найти и показать. И это поможет человеку вернуть веру в самого себя, вывести из подавленного состояния, в котором изначально пребывают постояльцы. В центре борются за человека в надежде не столько вернуть его в общество, сколько чтобы он сам в него вернулся полноценной личностью.

Напомним, 29 октября День работников системы социальной защиты. На сегодняшний день в сфере социального обеспечения области трудятся около трех тысяч человек, предоставляющих гарантированный объем специальных социальных услуг лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Константин Шелков
Фото и коллаж автора