Всегда учитель: как павлодарка стала психологом и «мамой» для учеников

Всегда учитель: как павлодарка стала психологом и «мамой» для учеников
Коллаж Ольги Бугаевой

Марии Сартаковой 23 года, пять из которых она преподаёт английский язык в одной из частных школ областного центра. Каждый день она обучает свыше двухсот учеников младшего звена. По словам девушки, она ещё в школе знала, кем будет, и никогда не рассматривала другие профессии. Корреспондент @Pavlodarnews.kz поговорил с молодым педагогом о выгорании, родительских чатах и самых непростых моментах школьной жизни.

Об авторитете и страхе ошибки у детей

Для меня границы между мной и детьми немного стёрты, и я сама себя так поставила. Та схема, где учитель доминирует, а ребёнок приходит к нему исключительно за знаниями, – не для меня. Я очень тактильный человек, могу обнять ученика, поцеловать его в голову в порыве чувств, дать «пять», если он справился с особо сложным заданием.

Многие учителя выстраивают с учениками чёткие границы в страхе потерять свой авторитет. У меня такого страха нет. Для меня авторитет рождается только через доброе отношение и любовь. Я не строгий учитель, скорее, справедливый. И благодаря такому тёплому и близкому общению не приходится применять строгость. На мой взгляд, ученики должны избегать дурных поступков не из страха перед учителем, а из любви к нему.

В первую очередь, я друг детям, а потом уже педагог. Может, в классическом понимании профессии это неправильно, но это даёт положительный результат.

Я всегда говорю детям: допустить ошибку не страшно, страшно её не исправить. Отношение родителей к этому может породить в сознании ребёнка страх. В детстве мне разрешали ошибаться, и я стараюсь донести это до учеников. Объяснить, что всё можно исправить, а в жизни есть вещи и похуже, намного важнее, чем оценка.

Я учу детей быть хорошими людьми, а не идеалистами. Конечно, это совсем не значит, что можно «забить» на учёбу и делать всё спустя рукава. Речь о том, чтобы ребёнок психологически расслабился на уроке и позволил себе ошибаться.

Страшнее, если школьник ошибается, но ему это неважно. Такое отношение недопустимо. Ребёнок должен понимать, что даже если он ошибётся, его примут и поймут. Исправление ошибки – ещё один путь к познанию. Это помогает запомнить и закрепить материал.

Нужно говорить с детьми, как со взрослыми. Другое дело, когда ребёнок возвращается после школы в семью, где совсем противоположные понятия, но задача учителя – дать ему во время урока максимум правильных установок. Это всё равно принесет свои плоды, даже спустя годы.

О «синдроме учителя» и жизни на виду

Со всеми близкими и друзьями я порой общаюсь, как с детьми – с педагогической интонацией, активной жестикуляцией и мимикой. Даже в обычном разговоре ты всегда что-то разъясняешь человеку, стараешься сказать громче, чтобы он лучше понял.

Пожалуй, я никогда не выхожу из роли учителя.

Но у любого человека есть право на собственную жизнь. Профессия тут неважна. Если человека начинает заботить жизнь других людей, стоит задуматься – всё ли с ним в порядке? Таким можно только посочувствовать.

Что касается меня, я не люблю «светиться» в социальных сетях и выкладывать что-то провокационное мне в целом не свойственно. Но я знаю многих учителей, кто активно делится своими фотосессиями. Считаю, что в этом ничего такого нет. Важнее, какой он профессионал. А тем, кто испытывает негодование при виде личных фотографий учителя, следует разобраться в первую очередь в себе. Для меня куда важнее мнение обо мне учеников, а потом уже родителей.

О выгорании и срывах

Фото из личного архива Марии Сартаковой

У учителя должны быть неиссякаемые запасы терпения и выдержки. В течение дня ты можешь повторять одно и то же много раз, бессчётное количество раз отвечать на одни и те же вопросы. Особенно в случае с младшими школьниками. Конечно, не каждый учитель готов на такой психологический «подвиг». Поэтому нужно идти в профессию осознанно и быть готовым отодвинуть свои эмоции на второй план.

Может быть только один вариант – либо ты кричишь на детей, либо для тебя это совершенно неприемлемо. У меня второй вариант, и годы тут ни при чём. Даже в обычной жизни мне претит любое повышение тона. Никогда не позволяю себе кричать на людей, оскорблять их. И невозможно быть в быту одной, в работе другой. Я такая, какая есть – настоящая, искренняя. По-другому и нельзя – дети очень чувствительны к фальши. Кричать на своих учеников – для меня строжайшее табу, которое я никогда не нарушу.

Все свои проблемы тоже «выключаешь». Учитель переступает порог класса и всё – личные неурядицы, болезни – оставляет за дверью. Есть только ты и ученик, который не виноват в том, что у тебя что-то не так. Ребёнок пришёл за знаниями и вниманием, и это то, что ты как педагог обязан ему дать.

Зачастую проблема педагога не в детях, а в тревожных родителях. Бывает, что с утра учителя «нагрузили» негативом недовольные папы и мамы, и ты приступаешь к уроку с каким-то неприятным осадком, но не можешь и не должен показывать это ребёнку. И это всё копится изо дня в день, и порой накатывает усталость. Да, такое бывает. Выгорание как таковое мне незнакомо, потому что работа в школе, общение с детьми – это смысл моей жизни, и я не понимаю, как в этом можно выгореть. Но устать могу. Это неотъемлемый эмоциональный фон каких-то рабочих проблем.

О родительских чатах

В них есть польза, когда отправлять сообщения может только учитель, и они несут исключительно информационную функцию. Порой родители могут нетактично высказывать своё недовольство и обсуждать то, что следует вынести в зону личного общения с учителем. Бывает, что-то выплёскивается в общий чат, а потом в личной переписке выясняется, что родитель не так всё понял, но эту тему уже подхватили остальные, добавили своих красок, и понеслось.

На мой взгляд, школьный рабочий чат должен состоять исключительно из сухих и деловых диалогов на тему, когда забирать детей и какое домашнее задание. Наилучший вариант для меня – когда сообщения может отправлять только учитель. А родители могут создать отдельный чат и обсуждать там любые рабочие моменты.

О поддержке учеников

Если уйти в проблемы учеников с головой, пытаться что-то исправить в его жизни и вообще «спасти весь мир» – это чревато тем, что у педагога начнутся уже его собственные проблемы. Нужно просто отпустить ситуацию, понять, что всем помочь невозможно. Но можно дать ребёнку очень многое в школьных стенах. Лучшее, что можно сделать, – постараться дать на уроке ту поддержку и заботу, которые он недополучает в семье.

Несколько раз я слышала от детей: «Лучше бы вы были моей мамой». Слышать это больно до слёз. Конечно, это совсем не значит, что ребёнок не любит свою маму. Но ему нужна любовь, ему не хватает поддержки, а значит, я постараюсь ему всё это дать.

И для этого совсем не нужно каких-то сверхмер. Достаточно просто спросить, как прошёл его день, похвалить за отлично проделанную работу, обнять, если ему грустно. Иногда можно даже просто молча посидеть с ним рядом.

О плюсах и минусах профессии

Честно признаюсь, минусов для меня нет. Я сама выбрала эту профессию и считаю, что это лучшее, что могло со мной случиться.

Плюсы – это непрерывное самовоспитание и саморазвитие. Это постоянная выдержка в конфликтных ситуациях, самообладание, что бы ни произошло. Причём эти качества, на мой взгляд, должны быть присущи каждому человеку в современном обществе, и неважно, какой он профессии.

Ещё из плюсов: я мечтаю стать матерью, и моя профессия – прекрасная школа жизни. Я научилась понимать детей и знаю, какие воспитательные методики работают, а какие – нет. Считаю, что знание педагогики как для женщин, так и для мужчин – бесценный вклад в будущее своих собственных детей. Думаю, школьный опыт поможет мне в будущем стать хорошей мамой и вырастить хорошего человека.

Единственный непростой момент в моей практике – это то, как я привязываюсь к детям. Становится тяжело, когда заканчивается очередной поток и дети выпускаются. А ещё порой трудно общаться с агрессивными родителями, чересчур требовательными к учителю.

Пожалуй, только эти два момента и добавляют сложностей в мою любимую профессию. Но я знаю, что меня спасает особенность нашей частной школы. А в государственной на учителя ещё ложится огромная бумажная волокита. Сколько моих знакомых коллег буквально не поднимают головы от бесконечных отчётов. На мой взгляд, это сильно подрезает крылья педагогу. В нашей школе педагоги избавлены от этого, всей документацией занимается администрация, а учителям остаётся исключительно учебный и творческий процесс. Думаю, так должно быть везде. 

Фото из личного архива Марии Сартаковой