Новый проект сблизит городские и сельские школы Павлодара
Он предназначен для малочисленных учебных учреждений, передаёт корреспондент @Pavlodarnews.kz.
Потенциал сельских школ региона взялись повышать с помощью цифровых технологий. Прежде чиновники изучили подобный опыт в Актюбинской области, после чего включили в апробацию две опорные средние и шесть малокомплектных павлодарских школ. В этом году в пилотный проект вошли ещё девять опорных и 34 малокомплектных школы из Актогайского, Баянаульского, Иртышского, Железинского, Павлодарского, Успенского, Щербактинского, районов Аккулы и Теренколь. В этих учреждениях 267 педагогов занимаются с 3588 учениками.
В управлении образования области уверены, что проект позволит сократить разрыв между городскими и сельскими учебными заведениями.
– Он предотвратит закрытие школ в сёлах, обеспечит ученикам малокомплектных школ доступ к качественному образованию, социализацию и личностное становление, – считают в ведомстве.
Суть проекта в том, что опытные учителя из опорных школ ведут 20-минутные онлайн-уроки для ребят из малокомплектных учреждений по физике, химии, биологии, математике, английскому языку.
Как пояснили в профильном управлении, разрыв между сельскими и городскими школами оценивают по качеству выступления детей на олимпиадах, в конкурсах, по исследованиям и успеваемости в течение учебного года. Чтобы уравнять качество образования, в регионе улучшают ситуацию в нескольких направлениях:
1. Инновационные способы преподавания
Их опробовали в восьми сельских школах. В Павлодарском районе к опорной Чернорецкой СОШ №1 прикрепили три магнитные – Пресновскую, Достыкскую и Сычевскую. Для школ Сольветки, Акжола, Достыка сельской зоны Аксу опорной стала СОШ Калкамана. Стиль преподавания меняли только по отдельным предметам.
– Системно повышаем качество обучения в сельских школах, используем элементы индивидуального подхода, – рассказали в управлении. – Педагоги применяют эффективные подходы в решении заданий по функциональной грамотности и внеклассной поддержке.
Значительно оживить уроки, готовить к исследованиям помогает интерактивная платформа «AmanSultan». Школьные темы представлены в виде коротких анимационных роликов с интерактивными заданиями.
Если у школьников возникают пробелы в знаниях, можно прибегнуть к проекту «Жақсы мектеп үшін жаңа мұғалім».
2. Проект «Город – селу»
В нём участвуют 269 сельских, 12 специализированных школ и более восьми тысяч педагогов. Проект призван обобщить и распространить опыт педагогов-мастеров и исследователей, учителей со званием «Лучший педагог», а также опыт преподавания отдельных предметов через 13 учебно-методических центров при областных школах для одаренных детей.
– «Город – селу» поддерживает педагогов, повышает их профессиональный уровень, вовлекает школьников в проектную деятельность, – уточнил госорган.
3. Обмен опытом и поощрения
По проекту «Оқу үшін оқыту» педагоги учатся качественнее готовить детей к исследованиям. Опытные преподаватели проводят для своих начинающих коллег практические семинары по развитию функциональной грамотности, креативного мышления, умения применять полученные знания в практике.
Обмениваться опытом между сельскими и городскими школами также позволяет проект «Заман. Талап. Тренд», еще и поощряет их участвовать в конкурсе «Лучший учитель». В прошлом году победитель – учитель физики Майкаинской СОШ №2 Баянаульского района Елена Уахитова получила премию 300 МРП, или 1 107 600 тенге. Еще 11 специалистов, среди которых двое сельских, отмечены нагрудным знаком «Павлодар облысының білім беру саласына қосқан үлесі үшін» и премией в 1000 МРП – 3,7 миллиона тенге.
Поддерживают не только лучших педагогов, но и учеников, в том числе конкурсом «Тәуелсіздік ұланы». В 2024 году в нем участвовали свыше 1500 школьников, сто из них, среди которых 35 сельчан, получили нагрудные знаки «Тәуелсіздік ұланы» и сертификаты на 184 600 тенге.
4. Олимпиады
Одним из показателей сближения качества образования считают Национальную интеллектуальную олимпиаду для сельских школ «Мың бала». В прошлом году ее победителями стали 52 ученика, 20 из них смогут учиться в специализированных школах области для одаренных детей.
О сокращении разрыва говорят и результаты на республиканских олимпиадах по общеобразовательным предметам, где ученики павлодарских сельских школ завоевали 12 медалей, в том числе две золотые. Местную команду назвали лучшей по Казахстану по предметам естественно-математического направления.
Подготовку детей к интеллектуальным состязаниям учителя прорабатывают по проекту «ОЛИМП шыңына» – разбирают методику разработки олимпиадных заданий, а также учат школьников их решать.
За последние четыре года результативность участия сельских учеников в предметных олимпиадах, соревнованиях, научных проектах возросла с 12 до 27 процентов.
5. Оснащённость
Преумножать достижения во многом помогает ежегодное обновление материально-технической базы, в том числе приобретение кабинетов новой модификации и учебного оборудования.
Благодаря проекту «Развитие потенциала опорных школ в сельской местности» при поддержке фонда «Қазақстан халқына» оборудование современной модификации, включая кабинеты предшкольной подготовки и робототехники, мультимедийный кабинет и STEM-лабораторию, появились в восьми школах Иртышского, Баянаульского, Актогайского, Павлодарского, районов Теренколь, Аккулы и Экибастуза.
В регионе насчитывается 354 государственных общеобразовательных школы, из них 269 сельских. В них учатся 33 810 детей.