Секреты профессии: машинист-экскаваторщик

Секреты профессии: машинист-экскаваторщик

Разные виды экскаваторов работают на Экибастузском угольном разрезе, однако не все они используются для добычи и погрузки угля, кому-то надо собирать в терриконы пустую породу. К этому делу приспособили шагающие экскаваторы, передает корреспондент @Pavlodarnews.kz

Как рассказал машинист-экскаваторщик Андрей Заречный, машина, на которой он работает, имеет цифровую маркировку 13/50, где первая цифра – это вместимость ковша в кубических метрах, а вторая – длина стрелы.

– На разрезе «Восточный» я работаю 26 лет. Пришёл сюда помощником машиниста, потом стал подменным машинистом, затем уже машинистом и все на этом же экскаваторе, который мы между собой ласково называем «Ласточка».

Однако «летает» ласточка не быстро – ее скорость 1,8 м/мин., что не удивительно при ее габаритах с девятиэтажный дом и весе 720 тонн.

Шагающий экскаватор не копает, а черпает тринадцати кубовым ковшом породу, которую относит в сторону от «кармана» – места сброса, куда ее доставляют думпкары – вагоны-самосвалы. Накидав террикон с горкой, экскаватор уступает место бульдозерам, они выравнивают насыпь, подготавливая площадку для перемещения экскаватора дальше.

По словам собеседника, сложно создать такие гусеницы, чтобы не просто перевозили семисоттонную тушу, но и создавали малое давление на грунт, иначе экскаватор просто увязнет в почве. Поэтому перемещается гигант на двух опорах – лыжах. Делая шаг вперед, обе лыжи фиксируются на грунте, вслед за ними кабина экскаватора поднимается верх и переносится вперед. Во время работы машина лежит на «животе» опорной плиты равномерно распределяя свой вес и придавая конструкции устойчивость.

Если смотреть со стороны, то видно, что машинист в целом выполняет однообразные действия: зачерпнул ковшом породу, отвел стрелу в сторону, высыпал на отвал породу и вернулся за новой партией. Андрей соглашается – утомительно.

– Смена длится 12 часов, есть ночные смены – работаем при ярком свете диодных фонарей. Хорошо, если есть подменный машинист, и ты можешь немного отдохнуть.

Но в отличие от людей машина работает непрерывно, и в ней в любой момент может что-то сломаться: прохудится ковш, порвется удерживающая цепь, могут выйти из строя двигатель, редуктор, шестерня. Поэтому экскаваторщики невольно приобретают смежные профессии верхолаза, сварщика, крановщика.

Каждый день машинист поднимается вверх по стреле и проверяет ее на предмет трещин. Если есть незначительные – трещину можно заварить, также чинят и порванные цепи. В кузове есть своя кран-балка. По мнению машинистов, это великолепная придумка конструкторов – она позволяет без труда вынимать шеститонные двигатели, 16-тонный редуктор и перегружать их в грузовики, отправляя на ремонт.

Машинист сдает экзамен на допуск к работе на конкретном экскаваторе. Пересесть на другую землеройную машину теоретически он может, но понадобится время на адаптацию.

– Если машинист приходит с мехлопаты (одноковшовый экскаватор) на шагающий экскаватор, то ему страшновато так далеко от себя отпускать ковш, и нам тоже страшно видеть так близко думкары. Чувство, словно он прямо на тебя породу выгружает, – с улыбкой объясняет Андрей.

Хотя шагающий экскаватор работает во вредной среде, сам он фактически экологический транспорт, так как запитан от кабеля в 6 тысяч вольт.

– Кабель подключен к трансформатору собственных нужд, что понижает напряжение до 380 вольт и передает в шкафы управления в другой трансформатор, он в свою очередь распределяет на 220 вольт, напряжение через трансформаторы постоянного тока 110 вольт питает двигатели, генераторы.

Андрей – музыкант, играет на гитаре, сочиняет песни, но управление экскаватором сравнивает с клавишными инструментами, поскольку под рукой машиниста две панели с джойстиками управления и ножная педаль для подачи звуковых сигналов.

– Левый джойстик отвечает за тягу ковша вперед и назад уже с грунтом. При переключении тумблера с «экскавации» в положение «шаг» левый джойстик управляет машиной во время движения. Правым поднимают ковш и поворачивают стрелу.

Есть в непростой работе машинистов свои интересные нюансы. Порой экскаватор играет роль степного Ноева ковчега. Приходят к нему лисы, селятся на верхней смотровой площадке хищные птицы.

– Лисы ложатся неподалеку и ждут, когда выйдешь и угостишь их чем-нибудь вкусненьким. Иные схватят еду и тут же убегают. Редкие смельчаки принимают прямо из рук, но тоже с опаской. Берут осторожно, не спуская с тебя глаз, – рассказывает машинист-экскаваторщик. – Беркуты делают кладку прямо на железо, так и высиживают птенцов. Затем один самый сильный выталкивает своих братьев из гнезда.

Машинисты пробуют снова пристраивать птенцов в гнездо, но бесполезно, все повторяется. В конце концов птицы гибнув, упав с высоты, засыпанные породой или становясь жертвой хищников.

– Наблюдаем, как этот единственный, окрепнув, учится летать. Родители кружат рядом, следят. Птица доходит до края террикона и прыгает вниз. Летит, пока не устанет, а затем возвращается на экскаватор. Отдохнет и снова отправляется в полет.

По словам Андрея, тем, кто хотел бы стать машинистом экскаватора, нужно быть готовым к бессонным ночам, к тому, что машина может в любой момент сломаться, поэтому нужно хорошо знать ее устройство, слушать и слышать ее, а также нужно достойно встречать трудности – неизбежных спутников мужской работы на шагающем экскаваторе.

Константин Шелков
Фото автора