Секреты профессии: инженер-технолог литейного производства

Секреты профессии: инженер-технолог литейного производства

Как добиться, чтобы процесс работы литейно-механического цеха был эффективным, корреспонденту @Pavlodarnews.kz рассказал инженер-технолог литейного производства ТОО «ERG Service» Ильдар Фазылбеков.



– Кроме теории, которую рассказывают в университете, хорошо бы запастись практикой всего технологического процесса литейного производства, а ее лучше всего получать, начиная с низов. Мне повезло, четыре года прошло с выпуска, прежде чем я, освоив работу от формовщика до мастера по цеху, получил назначение инженером-технологом, – говорит Ильдар Фазылбеков.


По его мнению, чтобы что-то требовать с других, прежде надо досконально знать самому.

Тот же мастер помимо всего прочего, знает требования охраны труда литейного производства, санитарной и пожарной безопасности, промышленную санитарию, особенности грузоподъёмных механизмов, газового хозяйства, сосудов под давлением. Знаний у технолога в разы больше.


Рабочий день инженера-технолога начинается с утреннего обхода цеха. Сначала в лабораторию, затем по участкам: смесеприготовление (участок приготовления формовочной смеси), формовка (участок изготовления форм для последующей заливки), заливочно-выбивной плац, термообрубной участок (окончательная очистка и термообработка отливок, контроль качества). Также при изготовление новой модельной оснастки техническое и технологическое сопровождение, т.е. 1-2 раза в день инженеру-технологу необходимо быть в модельном отделении.



– Инженер-технолог литейного производства ведет заказ от получения или разработки чертежа изделия до выдачи готовой продукции в отливке. Он выстраивает всю технологическую цепочку, не упуская возможности улучшить качество, производительность или упростить процесс на любом из этапов, – объясняет специалист. – Всякому изделию предшествует пробная заливка, термообработка и сдача контролёрам ОТК. Если в конечном итоге технология не нарушена и получается годная отливка, приступают к оптовому изготовлению заказа.



Возвращаясь к разговору об улучшении технологического процесса, Ильдар подчеркивает, что не всякое предложение достойно внедрения. Заметно улучшая один процесс, оно может плохо отразиться на другом.



– Часть работы инженера-технолога занимает переписка и согласование проекта с заказчиком. Интересным порой получается заказ, когда необходимо изготовить зарубежный аналог детали, а по итогу удается сделать изделие, превосходящее оригинал. Проявляется творческая инженерная работа, – восклицает собеседник.



Как пример, Казахстанский электролизный завод заказал в ТОО «ERG Service» грейферный ковш для сбора шлака в электролизерах. Немецкий ковш обошелся бы заводу в разы дороже.



– Заказчики поставили задачу: срок бесперебойной работы изделия 480 часов при температуре 900 градусов. Ковш должен выдерживать последовательные схлопывания, когда со стенок сбрасывают прилипший горячий шлак. Сразу изделие не получилось – схлопывания ковша через время нарушали целостность изделия. При анализе было выявлены основные причины преждевременного выхода из строя. Далее была разработана новая конструкция ковша грейферного и подобран сплав, что в итоге привело к результату гарантированной работы в течении 639 часов.



По мнению Ильдара Фазылбекова, для инженера-технолога важно постоянное саморазвитие, когда уже он должен искать и предлагать, что-то улучшать, потому что всегда есть конкуренты, а их нужно обходить в качестве. Стрессоустойчивость и умение принимать здоровую критику со стороны начальства и людей с опытом. Творческое мышление инженера – способность находить для задачи 3-4 решения, при этом важно не боятся ответственности за свои действия. В характере нужны целенаправленность, коммуникабельность, любознательность и упорство докапываться до причин – почему не получается, найти и сделать не только как надо, но и как лучше.  В конечном счете итогом работы инженера-технолога литейного производства является удовлетворенность потребителей качеством произведенных отливок.