Секреты профессии: врач-лаборант
Корреспондент @Pavlodarnews.kz побеседовал с медицинским специалистом, который ставит диагноз, не видя пациента.
Врач-лаборант областного кожно-венерологического диспансера, заведующая серологической лабораторией Баян Шахмарданова в профессии уже 25 лет – и все эти годы в сфере ее ответственности анализ биоматериалов для диагностики венерических заболеваний: карии, кандидоза, трихомониаза, гонореи, сифилиса, а также кожных болезней. По ее словам, для лаборантов отрицательный результат гораздо лучше, чем положительный, хотя бы они и выявили болезнь вовремя.
– Что радоваться, если человек уже болен сифилисом. В девяностые годы фиксировали вспышки, анализ выдавал по 10-20 человек в день. Сейчас мы передаём 2-3 анализа, а иногда их вовсе нет, – рассказывает собеседница.
Сифилис бывает первичным, вторичным, третичным, висцеральным, врождённым. На форму и степень поражения указывает титр антител: 1/21, 1/ 41, 1/ 81 и так далее, где первая цифра – это часть сыворотки, вторая – количество частей растворителя. Самым высоким считается титр 1/320, когда даже в таком растворе обнаруживаются антитела, выработанные организмом для борьбы с инфекцией.
Поиски бактерии-возбудителя проводятся разными методами: реакция Вассермана, иммунофлюоресценция, иммуноферментный анализ и много других.
Если Сovid-19 под микроскопом выглядит, как шарик с рожками, то бледная трепонема, возбудитель сифилиса, – как спиралька, хотя разглядывать ее в микроскоп нет особой необходимости. Реакции на бактерию есть и другие: желтый или ярко-зеленый цвет пробы, хлопья на поверхности. Кроме того, в распоряжении лаборатории есть анализатор, который выдаст свое заключение – положительное или отрицательное. Хотя диагностику полученных данных все равно делает врач-лаборант.
Но даже после положительного результата проводят дополнительное тестирование, чтобы исключить ошибку и поставить правильный диагноз. Анализ ведь сдают не только те, кто обнаружил у себя признаки болезней, но и те, кто устраивается на работу в общепит, едет на санаторно-курортное лечение.
Если после всех тестов результат положительный, лаборатория передает данные опергруппе медиков, которые уже занимаются пациентом – или приглашают его в больницу, или выезжают сами.
– Это сейчас у нас только химреактивы, а когда-то в диагностике нам помогали братья меньшие. При кожно-венерологическом диспансере в виварии мы держали морских свинок, кроликов и барашков, – вспоминает Баян Шахмарданова.
Кровь, полученная от баранов-доноров, использовалась для серологических исследований. Кроликов заражали бактерией сифилиса Treponema pallidum, а из крови животного выводили сыворотку для диагностики: контрольную положительную, слабоположительную, отрицательную.
– Случалось, что у нас не было спирохет для анализа, а работать надо. Что делать? Командировали в Усть-Каменогорск, Алматы вместе с кроликом. Обратно везла зараженное животное в отдельном ящичке, – вспоминает лаборант.
По словам специалиста, интерпретация анализов доступна при глубоком знании фармакологии, анатомии, микробиологии, химии, поэтому так важно быть врачом. Хорошо при этой профессии иметь устойчивый, спокойный характер, терпение, поскольку в лаборатории много мелкой работы, стрессоустойчивость и чувство ответственности, помогая лечащему врачу поставить диагноз и назначить правильное лечение.