В книге «Мелочи жизни» писатель рассказывает о своих детских воспоминаниях, творчестве, значимых людях.

- «Мелочи жизни» – это жизненные истории, - рассказывает автор, - мы встречались с друзьями, и я рассказывал свои байки, над которыми они ухахатывались. Мой друг спросил, почему я их не записываю. Тогда я начал писать «в стол», а через время мы их опубликовали.



В ходе беседы Ермек Турсунов вспоминил одного из своих учителей - Герольда Бельгера.

- Большое влияние на меня оказал писатель, выдающийся переводчик казахской литературы приволжский немец Герольд Карлович. - Большинство писателей благодаря ему издавались на нескольких языках. Я переводил Ильяса Жансугурова, Магжана Жумабаева, Жусипбека Аймауытова, тогда их еще никто не знал. Помню, мне принесли рукопись, которую нашли в Нью-Йоркской библиотеке - философский трактат Шакарима «Үш анық», написанный на арабском языке. Переводя, стал выписывать в отдельный блокнот масти лошадей. Герольд Бельгер помог перевести мне 90 процентов книги.


Ермек Турсунов отметил павлодарца Евгения Лумпова, который отдал ему найденный в Москве диск с фильмом Мажита Бегалина.

- Там снимались мэтры казахстанского кинематографа Каукен Кенжетаев, еще девочкой Бибигуль Толегенова, - вспоминает гость. – Евгений Лумпов, заинтересовавшись творчеством земляка Мажита Бегалина, нашел не только диск, но деньги на цифровизацию и вернул фильм на родину. Таких людей сейчас мало.

Как отмечает Ермек Турсунов, скоро на экраны выйдет режиссерская версия тризны «Кулагер», которую еще никто не видел, она длиннее фильма на 23 минуты. Кроме того, найдена картина, снятая по произведениям Чингиза Айтматова «И дольше века длится день».

- Возрождаем забытые вещи, приходят люди, жалко по телевизору не показывают, - говорит Ермек Турсунов. - На мои фильмы люди двери не ломают, но и, слава Богу, пусть придут не сто, а десять человек, которые понимают, о чем речь. Мой зритель, как у Феллини, умирает.

Однажды, когда Ермек Турсунов находился на фестивале в Италии, коллеги по цеху срочно вызвали его назад. Приехав, он узнал, что для показа картины «Шал» в аулах и малых городах выдан автобус, деньги и проектор .

- Оторвали от важного дела, подумал тогда я, - вспоминает кинорежиссер. – Снял смокинг, взял Тогузакова с собой, остановились в одной деревне, где всего 20 домов, пришли старики с детьми, показывали в сарае, люди пришли со своими стульями. И тут я вижу, как они увлеченно смотрят, живут сюжетом, восклицают, реакция была живой. Какой Оскар? Еще один «орехокол», ради таких людей нужно снимать. Самое интересное - это дорога, а не то, куда ты идешь. Поэтому, когда меня пригласили одновременно в Токио и Павлодар, я, естественно, выбрал ваш город. Здесь я чувствую себя спокойно, никто меня не дергает.

Салима Истембекова

Фото Родиона Власенко и пресс-службы ПГУ им. С.Торайгырова

pavlodarnews.kz

Тэги:

Похожие материалы: